Так он объяснил появление аналитического доклада "Государственные корпорации как элемент модернизации в российской экономике". Заказчиком этого исследования стал Аналитический центр при правительстве РФ.
Все госкорпорации, говорят исследователи, можно условно разделить на три группы. Первая - инвестфонды, это: Роснано, Внешэкономбанк. Вторая - промышленные, то есть: Ростехнологии, Росатом. Третья группа - дирекции по реализации программ, речь идет об Олимпстрое, Фонде содействия реформированию ЖКХ и об Агентстве по страхованию вкладов. При этом сравнение компаний сразу трех категорий некорректно. И авторы пока остановились на промышленных госкорпорациях, но дополнительно включили в анализ холдинги, выполняющие сходные госзадачи и цели, например, Объединенную авиастроительную корпорацию и Объединенную судостроительную корпорацию.
В своем исследовании авторы попытались, с одной стороны, развенчать миф, что на промышленные госкорпорации приходится львиная доля зарубежных корпоративных долгов. С другой стороны, что госкорпорации - громоздкие, бюрократические, лоббистские структуры. А с третьей - убедить, что без них невозможна модернизация. Но соединить несоединимое, впрочем, удавалось с трудом, хотя Борис Кагарлицкий и пытался это сделать. Он отметил, что общее бедствие отечественной экономики, а не только госкорпорации, это дорогой и чудовищно раздутый госаппарат, с которым надо разбираться. И что их долговая нагрузка на самом деле в пропорциях не выше, чем у других частных компаний. Затем директор института сосредоточился на самом важном: как все-таки могут помочь в модернизации России промышленные госкорпорации? Получилось, что на них вся надежда. И вообще развитие сектора госкорпораций - неизбежная стратегия для страны, которая пытается совершить рывок в модернизацию.
"Если модернизация отдается на волю рынка, то такого национального рывка не происходит. В условиях открытой экономики капитал будет уходить туда, где идет его максимальная концентрация. И "в непатриотичности" бизнесменов, которые выводят капиталы на западные биржи, трудно обвинять. Это - логика рынка: уходить туда, где эффективнее инвестировать", - поясняет Кагарлицкий. Единственная форма, в том числе и по организационному устройству, которая привязана к национальным интересам, в данном случае это форма госкорпораций, считает эксперт. "При всех проблемах госкорпораций, их расформирование и приватизация - крайне опасная тенденция. Это ухудшит условия для модернизации", - заключил ученый. И добавил, что потенциально госкорпорации могут выступать единым фронтом, причем во всех координируемых государством секторах экономики. Впрочем, на вопрос журналистов, когда потенциал госкорпораций будет все же полностью раскрыт, Кагарлицкий дипломатично заметил: "Когда появится политическая воля". По его словам, успех госкорпораций зависит от того, насколько умело государство способно задать и проконтролировать "линию" их развития.
Между тем на начало 2011 года государственные корпорации имеют как минимум трехлетнюю историю. Этого достаточно для того, чтобы оценить пройденный ими путь. Основных выводов, судя по всему, два. Принципиальных различий между промышленными госкорпорациями, существующими сегодня в форме открытых акционерных обществ и госкорпораций, нет. При этом необходимо оценивать не финансовые результаты деятельности госкорпораций, а результаты действий их менеджмента по разработке и внедрению эффективных стратегий. Авторы прогнозируют, что уже в ближайшее время в промышленных госкорпорациях будут доминировать команды "реализаторов", как это уже произошло в "Росатоме". Там разработаны и защищены федеральные целевые программы, оптимизированы организационные структуры. Произойдет "перезапуск" и в " Ростехнологии". Еще один прогноз- переток менеджеров госкорпораций в дочерние компании и партнерские организации. По мнению авторов исследования, на массовый исход менеджеров среднего звена "к дочкам" может повлиять предложение Счетной палаты (если оно будет реализовано) создать реестр зарплат сотрудников госкорпораций и ограничить их уровень у сотрудников госучреждений. Понятно, предупреждают авторы исследования, что переход сотрудников будет чисто формальным, но это приведет к существенному снижению эффективности госкорпораций. В исследовании, кстати, весьма откровенно говорится о том, что вся деятельность в таком случае будет выполняться не в госкорпорации, а на стороне подрядчика. При сохранении уровня затрат произойдет переток средств из фонда оплаты труда в платежи по госконтрактам. Принятие решений замедлится, уровень коррупционной опасности возрастет, волнуются исследователи.
Между тем, отвечая на вопрос "РГ" об основном назначении доклада, начальник управления мониторинга и оперативного анализа Аналитического центра при правительстве Мирослав Макстенек подчеркнул, что доклад не предназначен для того, чтобы его "транслировать" далее, к примеру, положить на стол президенту или премьер-министру. По его словам, это цикл, в рамках которого еще пройдет много дискуссий и "круглых столов". Один из них - "Государственные корпорации в экономике инновационных процессов" - назначен на 18 марта 2011 года непосредственно в стенах Аналитического центра при правительстве.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5418 (42) от 1 марта 2011 г.