Россия не может претендовать на ведущие позиции в ВТО

В Буэнос-Айресе завершилась четырехдневная 11-я министерская конференция Всемирной торговой организации, в которой приняли участие около 4 тыс. представителей из 164 государств-членов.
ВТО принято считать третьим Бреттон-Вудским институтом, хотя организация в отличие от  Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была создана лишь 50 лет спустя после знаменитой конференции 1944 года в штате Нью-Хэмпшир (США). Сначала институт заработал с 1947-го в усеченном формате: в виде Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое регулировало только сферу товарообмена, а чтобы включить в правовую базу торговлю услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности  потребовалось еще 47 лет напряженных торговых переговоров.
От конференции в столице Аргентины сенсаций никто не ожидал, хотя две предыдущие на острове Бали в декабре 2013 года и в Найроби в декабре 2015-го были продуктивными. На Бали после долгих кризисных лет переговоров Доха-раунда впервые был достигнут серьезный результат: подписано первое после создания ВТО многостороннее торговое соглашение. А именно Соглашение об упрощении процедуры торговли, пополнившее правовую базу ВТО, выработанную на предыдущем Уругвайском раунде.
В столице Кении был подписан ряд важных документов, таких как второе соглашение по информационным технологиям, соглашение об экспортной конкуренции в области сельского хозяйства. Это вселяло определенный оптимизм. Вместе с тем в Заключительной декларации Найроби впервые формально был признан раскол среди членов по ключевому вопросу – судьбе повестки Доха-раунда. Часть, в основном развивающиеся страны, выступила за ее сохранение в неизменном виде, а другая часть, главным образом развитые страны – за ее существенное обновление. Раскол на 10-й конференции не мог не сказаться на настроении членов ВТО в преддверии очередной, 11-й конференции, поэтому в Аргентину они прибыли без какой-либо амбициозности, но с деловым настроем.
В итоге в Буэнос-Айресе не было подписано каких-либо финальных соглашений, однако прогресс в ряде областей, в том числе важных, налицо. К таковым можно отнести министерские решения по рыболовным субсидиям, рабочую программу по электронной коммерции, документ по совершенствованию защиты прав интеллектуальной собственности, рабочую программу по малой экономике. По всем темам переговоры будут продолжены с целью подготовки соответствующих соглашений к 12-й конференции.
Смысл решения по рыболовным субсидиям состоит в противодействии «незаконному, несообщаемому и нерегулируемому» рыбному промыслу (так называемый ННН-промысел) с тем, чтобы воспрепятствовать росту рыбопромысловых мощностей и перелову рыбы и морепродуктов. В сфере электронной коммерции поддержан мораторий на применение импортных пошлин и подчеркнута необходимость выработки соглашения. Почти всеобщее разочарование вызвала неудача с достижением запланированного ранее соглашения по государственным продовольственным запасам, за что, по мнению многих участников, несет ответственность Индия.

Российская делегация в третий раз приняла участие в Министерской конференции в качестве полноправного члена ВТО. Надо сказать, что она с самого начала, еще на балийской конференции, заявила о себе как об активном участнике форума. Именно благодаря серьезной вовлеченности российских представителей, поработавших с некоторыми негативно настроенными делегациями, удалось довести до подписания упомянутое Соглашение об упрощении процедуры торговли.
Выступая на конференции в Буэнос-Айресе, глава делегации РФ, министр экономического развития Максим Орешкин сосредоточился на необходимости противодействия негативным тенденциям в современной торговле. Расширение изоляционизма и антиконкурентной практики несет растущую угрозу открытости и справедливости многосторонней торговли, подчеркнул он. Российский министр отметил, что в последние несколько лет мы столкнулись с ростом одной из самых агрессивных форм протекционизма –   санкциями. По словам Орешкина, у российской стороны есть достаточно свидетельств, которые доказывают, что одна из причин санкций против партнеров по ВТО – это обеспечение преференций на рынке своим компаниям. Министр указал на необходимость принятия мер в области упрощения процедур осуществления инвестиций и электронной торговли, а также повышения транспарентности в рамках ВТО. Орешкин также подчеркнул, что Россия придает большое значение присоединению Белоруссии к ВТО.
Активной позиции на форумах ВТО для обеспечения успеха в Организации недостаточно. Главное – быть крупной торговой державой, то есть иметь внушительный объем товарооборота с другими странами. Но как раз здесь наши позиции пока весьма скромны: 17-е место в мировом рейтинге по экспорту и 23-е по импорту в 2016 году. Соответственно наша доля в мировом экспорте товаров в том же году, по данным ВТО, составила 1,77% и 1,18% – в мировом импорте. Что касается объемов торговли Китая, США, Германии, с которыми мы стремимся себя соизмерять, то они на порядок выше российских.
В таких условиях Россия, к сожалению, не может претендовать на ведущие позиции в ВТО, которые нынче принадлежат США, ЕС, Китаю, Индии, Бразилии. Любопытно, что еще полтора десятка лет назад эта группа выглядела иначе: США, ЕС, Канада, Япония. Почему же троим новичкам удалось вытеснить двух прежних лидеров и занять их место, а нам нет? Хорошо бы, чтобы данный вопрос перешел со страниц газеты на уровень принятия стратегических решений о развитии страны.
Несмотря на скромные в целом результаты, участники конференции в Буэнос-Айресе подтвердили приверженность многосторонним принципам, а 44 страны, включая Россию, Казахстан, Украину, приняли совместную декларацию в поддержку ВТО и многосторонней торговой системы.       

Источник: «Независимая газета»