Центр стратегических разработок (ЦСР) 11 апреля представит на конференции Высшей школы экономики доклад «12 решений для нового образования» — предложения ВШЭ по образовательной реформе. Ее идеи — приоритет трат на образование перед расходами на здравоохранение в предлагаемом ЦСР «бюджетном маневре», управление реформой не на уровне Минобразования, а из проектного офиса правительства, сверхбыстрая цифровизация средней и отчасти высшей школы и передача инновационной инфраструктуры в регионах университетам. Частный сектор ВШЭ видит до 2024 года в образовании скорее строительным инвестором и в целом пока негативно относится к росту частных расходов. Одна же из главных идей программы — социал-демократическая: долгосрочное преодоление социального неравенства через образование.
Доклад ВШЭ готовился группой под руководством ректора университета Ярослава Кузьминова и главы Института образования ВШЭ Исаака Фрумина при участии директора Института социальной политики ВШЭ Лилии Овчаровой по заказу ЦСР — как часть пакета реформ, переданных командой Алексея Кудрина в мае 2017 года в администрацию президента. Напомним, одно из ключевых предложений ЦСР — «бюджетный маневр», увеличение финансирования госрасходов на «человеческий капитал» (образование, здравоохранение, соцуслуги и т. п.) в 2018–2024 годах. В образовании допрасходы на эти цели должны возрасти на 0,4–1,2% ВВП (с нынешних 3,6%), и ВШЭ подробно описывает, на какие программы нужно потратить эти средства.
Базовая идея доклада представляется очевидной, но непроверяема и во многом — предмет веры: «человеческий капитал» способен «во многом автономно» влиять на экономическое развитие и самостоятельно формировать экономические институты в стране. В связи с этим инвестиции в образование, настаивают в ВШЭ, должны стать приоритетом «бюджетного маневра». «Оптимальным» сценарием назван рост госрасходов на «хронически недофинансированную» систему до 4,8% ВВП к 2024 году, «инерционным» — их фиксация на уровне 4% ВВП, «базовым» — повышение до 4,4%. «Оптимальный» уровень затрат должен не только сохранить пока существующее конкурентное преимущество экономики РФ (высокий уровень образования рабочей силы), но и к 2035 году обеспечить ей лидерство в цифровой экономике за счет быстрой цифровизации и внедрения IT-технологий в преимущественно государственный образовательный сектор. Цифровизация также должна предотвратить закрепление существующего социального неравенства, в том числе территориального.
12 проектов ВШЭ, стоимость которых в целом 4,5 трлн руб. с 2019 по 2024 год, разработаны в классическом понимании образования как института социал-демократического государства «от колыбели до могилы»: уже первый проект (3% от всех расходов) предлагает создание «патроната» для детей в возрасте до трех лет — 12 тыс. специалистов по детскому развитию, которые будут не реже раза в месяц консультировать прежде всего проблемные семьи. Другой проект призван дать всем детям в возрасте шести лет возможность годового предшкольного образовательного курса. В «школьной» части доклад предлагает сверхбыструю цифровизацию с частичной заменой учебников учебно-методическими комплексами, автоматизацию отчетности, подключение всех школ к широкополосному интернету, строительство 2 тыс. новых школ и ремонт 5 тыс. устаревших (инфраструктурные расходы оценены в 20% всех трат).
Для школ в «сложных социально-экономических условиях» предлагается специальный режим контроля и поддержки, во многом — для борьбы с социальным неравенством: доклад описывает миграцию населения в города ради образования как явно негативный процесс. Также беспокоит ВШЭ рост популярности среднего профессионального образования (СПО) — оно используется для ухода от ЕГЭ при поступлении в университеты. Авторы полагают, что большая часть выпускников СПО (и университетов) не рассчитывают на работу по специальности, и описывают способы перенаправления процесса в разумное русло — для этого нужны инвестиции в СПО и среднюю школу (в перспективе они могут сливаться) в части технологического образования.
Идеи реформ высшей школы напоминают китайский «проект 985» — план роста господдержки 39 крупных университетов, из которых девять («группа C9») были бы и экспортерами образования, и национальными флагманами мирового уровня (реализовывался в КНР с 1998 по 2017 год с переменным успехом). Главная идея ВШЭ в этой сфере — оплата до 35% госзадания исследовательским университетам в виде финансирования научных разработок, передача им региональной «инновационной» инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и иннопарки), создание пяти центральных университетов, кооперация по схеме «1+3» (один центральный университет — три региональных) и поддержка 25 отраслевых и 100 региональных университетов. Идея «непрерывного образования» в проекте реализуется как формирование 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, НКО и корпоративных университетов. Наконец, кадровое воспроизводство образованию должен обеспечить не рост зарплат (ВШЭ считает, что майские указы 2012 года будут выполняться и далее), а пошаговая переподготовка управляющих команд и педагогов. Сложность реформы такова, что ВШЭ заранее предлагает координировать ее проведение не на уровне министерства, а через отдельный проектный офис «Образование» в Белом доме.
При всей масштабности предлагаемой реформы (часть приложений которой, по всей видимости, будет реализована) ее основные спорные моменты очевидны. Это отчетливая ориентация на государственное образование: негосударственному сектору отведена важная роль лишь как источнику инвестиций в матобеспечение школ и СПО по схеме, сходной с «инфраструктурной ипотекой» Минэкономики. Причин, по которым рынок труда не может сам транслировать свои потребности в систему образования, обеспечивая финансирование допобразования через домохозяйства, доклад ВШЭ не разбирает. Между тем для «цифровой экономики» организация экосистемных связей рынка труда, образования и экономики домохозяйств — вопрос ключевой и пока не решенный. Впрочем, это проблема мировая — большинство стран ОЭСР пока реализуют модели реформ, сходные с предложенной ВШЭ и ЦСР.
Источник: "Коммерсантъ"