Минпромторг предлагает дать скидку 25% на авансовый платеж для приобретения машин в парки каршерингов. Речь идет о новой программе «Доступная аренда», в рамках которой можно взять автомобиль в оперативный лизинг без перехода права собственности. Адресатами программы стали физлица, а также малый и средний бизнес, хотя Минпромторг признает, что для них лизинг традиционно невыгоден из-за необходимости платить НДС. Взять в долгосрочную аренду можно будет только российские автомобили или машины глубоко локализованных в РФ иностранных концернов. При этом скидка по традиционной программе значительно меньше — 10–12,5%.
Минпромторг предлагает внести в постановление правительства о льготном лизинге автомобилей изменения, которые закрепляют условие новой программы «Доступная аренда». Речь идет об оперлизинге, в рамках которого государство будет субсидировать авансовый платеж — скидка предоставляется в размере 25% от стоимости машины. При этом скидка на легковой автомобиль не может быть свыше 350 тыс. руб., легкий коммерческий — 500 тыс. руб., остальной коммерческий транспорт — не более 900 тыс. руб.
Всего на программу выделено 2,5 млрд руб.
Сейчас в рамках финансового лизинга по льготной программе предоставляется скидка 10%, но не более 500 тыс. руб. Есть также исключение для седельных тягачей, которые берет в финансовый лизинг малый и средний бизнес или сельхозпроизводители: для них скидка составляет 12,5%, но не более 625 тыс. руб.
Каких-либо дополнительных требований к локализации приобретаемых автомобилей в рамках новой программы не вводится. Но в действующем постановлении о льготном лизинге уже содержится требование о том, что легковые автомобили должны набирать 1,4 тыс. баллов по 719-му постановлению о локализации. Автомобили массой до 12 тонн должны набирать 1,6 тыс. баллов, остальной коммерческий транспорт — 1,5 тыс. баллов.
В поправках отдельно указаны две категории получателей: физлица и субъекты малого и среднего бизнеса (освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ), а также операторы каршеринга и компании, которые в дальнейшем будут использовать машины для предоставления услуг аренды.
При этом для каршерингов содержится требование о наличии у приобретаемых в лизинг машин телематического оборудования — систем ГЛОНАСС.
Физлица и малый бизнес почти не пользуется операционным лизингом из-за двойного налогообложения НДС, поскольку «первоначально НДС включается в цену приобретаемого лизинговой организацией автомобиля и затем повторно включается в ежемесячные лизинговые платежи», отмечается в пояснительной записке. В результате для физических лиц и субъектов МСП, не являющихся плательщиками НДС, данный инструмент обходится значительно дороже приобретения автомобиля в кредит, и его доля в общих продажах автомобилей практически нулевая, признают в Минпромторге.
Низкий спрос на финансовый лизинг для физических лиц действительно связан с налогообложением, говорят в лизинговой компании «Европлан».
Аренда не предполагает выкуп автомобиля в конце срока договора, а значит уходит проблема двойного НДС, говорит глава управления развития бизнеса автолизинга ГК ВТБ Лизинг Вячеслав Михайлов.
Кроме того, это первый случай господдержки формата аренды в РФ, и «абсолютной новеллой» является перечень лиц, которые смогут ей воспользоваться.
Это не только физические лица и индивидуальные предприниматели, но и юридические лица. Также в договор аренды включена обязательная сервисная составляющая по принципу «все включено» — ТО, шиномонтаж и другие обязательные работы по обслуживанию автомобиля ложатся на плечи лизинговой компании, а не арендатора. Важно также, что программа распространяется не только на коммерческий транспорт, но и на легковые автомобили, а значит, будет более доступна широкому кругу потребителей, заключает господин Михайлов.
Несмотря на то, что двойного НДС в оперлизинге нет, проценты по нему облагаются НДС, говорит источник “Ъ” среди лизинговых компаний, что отличает его от кредита, где этого налогообложения нет.