В биржу дольют топлива

Обязательные нормативы для нефтекомпаний по продаже бензина и дизтоплива на бирже будут увеличены до 11% и 7,5% от производства соответственно. За такой уровень продаж выступало Минэнерго, ФАС же настаивала на более значительном повышении нормативов, которые сейчас составляют 10% для бензина и 6% для дизтоплива. Кроме того, регуляторы согласовали снятие временного запрета на импорт топлива в Россию, который действует до октября,— впрочем, это решение еще должны одобрить правительство и органы ЕАЭС.

ФАС и Минэнерго договорились увеличить объем обязательных для нефтекомпаний продаж топлива на бирже СПбМТСБ, сказано в совместном релизе регуляторов. Так, теперь нефтекомпании обязаны будут продавать на бирже не менее 11% и 7,5% произведенного бензина и дизтоплива соответственно. Кроме того, ведомства договорились «о необходимости распространения обязанности по реализации нефтепродуктов в установленных объемах на всех нефтепереработчиков (не только на тех, кто занимает доминирующее положение)». То есть обязательства распространятся не только на «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», но и на ТАНЕКО, Хабаровский НПЗ, Антипинский НПЗ и др.

Также Минэнерго и ФАС решили ввести меры ответственности для нефтекомпаний за несоблюдение требований регулярности и равномерности продаж при реализации нефтепродуктов на бирже, сказано в релизе. Принятие изменений в совместный приказ будет формализовано в ближайшее время.

Вопрос о повышении нормативов продаж топлива на бирже обсуждался 30 июня на совещании у заместителя главы Минэнерго Павла Сорокина, повысить нормативы на 1 процентный пункт предлагало Минэнерго. ФАС же настаивало на увеличении обязательных продаж на бирже до 15% от производства для бензина и 9% для дизтоплива. Согласно действующему совместному приказу ФАС и Минэнерго, крупные нефтекомпании, занимающие доминирующее положение на рынке,— «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» — должны продавать на бирже 10% от выпуска бензина и 6% от производства дизтоплива, а также авиакеросин и мазут в соответствующих долях.

Вопрос повышения норматива биржевых продаж всегда приобретает особую актуальность в ситуации роста биржевых цен.
Так, в начале июля цены на бирже почти каждый день ставили новые рекорды, и стоимость бензина АИ-95 доходила до 60 тыс. руб. за тонну, а АИ-92 — до 51 тыс. руб. за тонну.

Почему Минэнерго ожидает резкого роста производства в июле при отставании спроса
Помимо этого регуляторы наконец согласовали позиции и направили в правительство свои предложения о возможности отмены запрета импорта нефтепродуктов «в связи с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией». Эта мера вступила в силу в июне и действует до октября. Она была призвана поддержать российских производителей, спрос на продукцию которых на фоне коронавируса падал несколько месяцев, и не допустить перенаправление на премиальный российский рынок топлива из других стран, прежде всего из Белоруссии. ФАС предлагала досрочно снять мораторий, Минэнерго не исключало такого подхода, отмечая, что из-за вероятности второй волны коронавируса делать это преждевременно.

Впрочем, предложение по снятию запрета еще будет рассматривать правительство, а потом и органы ЕАЭС, из-за чего принятие решения может затянуться. Так, хотя идея запрета на импорт появилась в начале апреля, реально он был введен только со 2 июня из-за процедурных формальностей.