В ФАС увидели нарушение прав потребителей в продажах авиабилетов на рейсы в страны, с которыми официально не возобновлено международное сообщение. Служба вновь критикует систему ваучеров, которую она предлагала сделать более гибкой, в том числе за счет права передавать такие купоны третьим лицам и использовать на других видах транспорта. ФАС хочет привлечь к проблеме внимание Минтранса, который уже оставил без ответа сходную жалобу от объединения пассажиров.
Продажа авиабилетов в страны, с которыми приостановлено авиасообщение, может нарушать права российских граждан, считают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). «В соответствии с поступающими в ведомство обращениями граждан и по информации СМИ, авиакомпании продают авиабилеты на рейсы в страны, авиасообщение с которыми в настоящее время отсутствует. По мнению ФАС России, это обстоятельство создает риск отмены рейсов по причине отсутствия разрешения на международный полет»,— говорится в сообщении ФАС.
Вместо возврата денежных средств по несостоявшимся полетам пассажирам предлагаются ваучеры, и подобная практика «может ущемлять интересы потребителей и подрывать доверие граждан к действиям авиакомпаний», полагают в службе. Ведомство предлагает Минтрансу обратить внимание на эту ситуацию.
В условиях низкого пассажиропотока деньги от продажи билетов могут поддержать ликвидность авиакомпаний, и ничто не мешает им продавать билеты даже на те рейсы, которые заведомо не могут быть осуществлены в условиях запрета международных полетов.
Привлекательность данной схемы серьезно повысил тот факт, что теперь авиакомпании не обязаны возвращать пассажиру деньги за отмененный рейс, а могут предложить ему ваучер на будущий полет.
У ФАС в июне уже возникали вопросы по факту принуждения пассажира к получению сертификата без альтернативы, а также ограничения на его получение — там опять же ссылались на нарушение прав потребителей и антимонопольное законодательство. В ФАС предлагали оставить выбор за клиентами, в частности, обеспечив возможность возврата средств в рассрочку или позднее, а сертификат разрешить передавать и использовать у других перевозчиков, в том числе на железнодорожном транспорте. Юристы говорили, что авиакомпании должны возвращать деньги пассажирам за неиспользованные билеты, но видели здесь возможности неоднозначной трактовки форс-мажора.
А в июле уже правительство закрепило за авиакомпаниями право выдавать пассажирам ваучеры вместо денег за отмененные на фоне коронавируса рейсы. При этом в постановлении правительства речь шла о том, что перевозчики могут в одностороннем порядке изменять условия договора перевозки пассажира или отказаться от его исполнения, а также менять порядок и сроки возврата денег за билеты при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности в РФ, если это повлекло ограничение международного или внутреннего авиасообщения. Уточнялось, что такой порядок применяется к договорам, «подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам в Китай, с 18 марта — по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая». Для чартерных рейсов эти правила не действуют.
Но проблема отмены рейсов, действительно, не ограничивается билетами, проданными еще до начала ограничений или в их разгаре. Так, в конце июля Общероссийское объединение пассажиров попросило Росавиацию запретить «Аэрофлоту» продавать билеты на рейсы в закрытые страны.
Участники движения сообщали, что пассажиры за пару дней до вылета получают уведомление от авиакомпании об отмене рейса по причине отсутствия разрешения на международный полет и не могут вернуть деньги, так как авиакомпания им предлагает вместо этого ваучеры на будущие полеты.
В основном жалобы касались рейсов в ЕС, который 30 июля вновь оставил границы закрытыми для граждан РФ (решение принимается раз в 15 дней).
Сейчас для граждан РФ без ограничений открыто международное авиасообщение только с Великобританией, Турцией и Танзанией. Обсуждается взаимное возобновление авиасообщения еще с 30 странами. При этом на разных условиях и некоторые другие страны готовы пускать российских граждан, поэтому спрос на появляющиеся в продаже билеты остается. При этом факт выполнения рейса зависит не только от наличия разрешений на полеты, но и его загрузки, как это показала практика с изменением расписания полетов в Турцию.
Билеты по закрытым направлениям из Москвы на август также продают и европейские авиакомпании. Об их отменах также массово сообщают в социальных сетях. В то же время в Еврокомиссии настаивают, что пассажиры имеют право на возврат средств за билет. Однако многие европейские страны — в их числе Чехия, Словакия, Хорватия, Кипр, Греция, Франция, Италия, Литва, Польша и Португалия — уже разрешили своим авиакомпаниям выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата средств в случае отмены рейса.