В 2018 году Минфину придется защищать в несколько раз больший объем сэкономленного.
По итогам года бюджетный дефицит предположительно составит 1,6% ВВП, или около 1,5 трлн руб., к дефициту бюджета следующего года могут добавиться расходы части ведомств, перенесенные с 2017 года. Минфину фактически удалось политикой бюджетной консолидации и за счет внеплановых доходов, в которых 40% не имеют формального отношения к нефтеэкспорту, сэкономить в 2017 году порядка 0,5% ВВП средств, которые были бы потрачены из резервных фондов. В 2018 году при сохранении нынешних цен на нефть объем пополнения Фонда национального благосостояния составит 2,4–2,7% ВВП: правительству будет очень сложно защищать эти резервы, поэтому вероятность «мелких» бюджетных уступок Минфина в будущем году, видимо, увеличивается.
Министр финансов Антон Силуанов обнародовал накануне предварительные данные по исполнению федерального бюджета на 2017 год и расчетные данные по будущему объему стерилизации нефтегазовых доходов. Исходя из имеющихся на вторую половину декабря данных, дефицит федерального бюджета по итогам года составит 1,6% ВВП, или около 1,5 трлн руб. Напомним, в первоначальной версии бюджета предполагалось, что дефицит составит 2,5% ВВП, поправками к закону о бюджете осенью 2017 года плановый дефицит был уменьшен до 2,2% ВВП, последняя оценка Минфина — 1,8% ВВП. Высокие цены на нефть в ноябре—декабре 2017 года (вчера — около $66 за баррель) обеспечивают около 60% дополнительных доходов бюджета (172 млрд руб. внеплановых доходов к последним планировкам). Дополнительные «ненефтегазовые доходы» составили, по оценкам Минфина, 117 млрд руб. «Ненефтегазовый дефицит прогнозируется на уровне 8% ВВП, это лучший показатель с 2010 года»,— заявил господин Силуанов.
«Ненефтегазовые доходы» могут быть связаны с ценами на нефть только опосредованно — это налоги с экономической деятельности вне нефтегазового сектора, впрочем, в России ее динамика частично (но не полностью) определяется уровнем цены нефти через динамику самого ВВП и межотраслевые перетоки. Тем не менее разница между первоначальными бюджетными планами по дефициту на 2017 год и финальной цифрой дефицита составит 0,9% ВВП: если учесть неравномерность расходования бюджетных средств, то нижней границей оценки дополнительной экономии, которую принесла в бюджет политика бюджетной консолидации и мер Минфина, является, видимо, 0,5% ВВП, которые были бы дополнительно потрачены из объединенного ФНБ. Напомним, бюджет-2017 рассчитывался в условиях действия «временного бюджетного правила» исходя из нефти в $40 за баррель (на практике — чуть выше из-за наличия переходящих остатков расходов 2016 года), в 2018 году действует постоянное бюджетное правило, предполагающее, что Минфин стерилизует в ФНБ все нефтегазовые доходы, поступающие от превышения цен на нефть $41,2 за баррель. По словам Антона Силуанова, дефицит бюджета на 2018 год может быть немного выше планового, поскольку и в 2017 году часть ведомств не успеет потратить бюджетные ассигнования и перенесет их на следующий год.
ФНБ в 2018 году будет пополняться не только средствами от покупок Минфином валюты в 2017 году, но и в плановом порядке — и на довольно крупные суммы. По расчетам Минфина, при среднегодовой цене нефти в $54–55 за баррель объем бюджетных доходов, который будет стерилизован, составит около 2 трлн руб., при цене нефти в $60 за баррель — 2,8 трлн руб. (экстраполируя расчеты Минфина на текущую цену на нефть — более 3 трлн), таким образом, ФНБ при нынешних нефтяных ценах должен будет пополниться на сумму, эквивалентную 2,4–2,7% ВВП,— при увеличении госдолга на 0,7–0,8% ВВП. Учитывая, что и в 2018 году политика бюджетной консолидации продолжится и уровень бюджетных расходов в следующем году в реальном выражении продолжит снижение, можно предположить, что в 2018 году РФ впервые будет жить с уровнем бюджетных доходов, существенно превышающим запланированные расходы.
2–2,5 трлн руб. потенциала роста бюджетных расходов, которые с точки зрения краткосрочных стратегий не угрожают, в отличие от 2017 года, бюджетной (и мало угрожают макроэкономической) стабильности,— это очень большое искушение для будущего правительства. Гасить соблазн смягчения бюджетного правила в пользу «идей развития» Минфину, видимо, придется продолжением политики «мелких уступок». Напомним, ведомство Антона Силуанова без особых проблем одобрило новые «демографические меры» на 2018 год стоимостью в десятки миллиардов и в целом без большого сопротивления относится к целевым разовым внеплановым расходам. В следующем году ставки выше, поэтому Минфину, видимо, придется быть еще менее жестким в этих вопросах — чтобы сохранить основные позиции.
Источник: "Коммерсантъ"